Подвиг Учителя

Школьная страна аватар

Эта статья специального корреспондента Елены Быковской была опубликована в газете «Невское время» несколько лет назад ко Дню пожилого человека.

К нам в редакцию нам её направили, как приложение к материалам заявки Первого Всероссийского ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА творчества учителей

«МОЙ ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС»

«Моя дверь всегда открыта»

Учительница Людмила Камалова в 63 года получила диплом психолога и теперь учит учиться отстающих детей.

Секундная стрелка устало ползет по циферблату, который показывает полседьмого вечера. В психолого-педагогическом центре учебный день подходит к концу. Вахтер больше не отвечает на телефонные звонки, уборщица моет полы и запирает на ключ классные комнаты. Все. Кроме той, что на третьем этаже под номером 31. В классном кабинете два человека – пожилая женщина за учительским столом, а напротив нее – мальчишка, потирая рукой лоб, корпит над сложной задачей.

- Мы ведь с ним контракт заключили. Самый настоящий, - шепотом говорит Людмила Николаевна, чтобы ее подопечный не слышал. – Этого прогульщика мне знакомая привела. Говорит, так, мол, и так, учиться - не учиться, на занятия не ходит, а через месяц ему девятый класс заканчивать. Долго мы думали, что с ним делать. Увещевания из серии «Ученье-свет» в этом случае уже не действовали, так что надо было изобретать что-то новое. Вот я и предложила мальчишке заключить договор. Кровью мы, конечно, не расписывались, но сделали документ в двух экземплярах, один хранится у него, другой – у меня. В этой бумаге он обещает, что до конца учебного года подтянет все свои хвосты и на протяжении этого месяца будет мне звонить и отчитываться о результатах.

Во время войны маленькая Люся потеряла папу, затем на 20 лет рассталась с любимым Ленинградом и за всю жизнь сменила почти 30 мест работы. Но обо всем по порядку.

Люся ходила в школу. Надевала белую блузку и черный фартук. По утрам мама заплетала Людочке тугие косички и отводила на занятия. В школе надо было учиться хорошо. И не просто хорошо, а лучше всех. И вовсе не потому, что честолюбивая ученица хотела, чтобы ее фотографию повесили на стенд «Отличники».

- Самым сильным ученикам школы на лето давали путевки в «Артек». А я очень хотела поехать в этот лагерь, - с улыбкой вспоминает Людмила Николаевна. – Только ради этой мечты и училась на «отлично».

В лагерь Люда все-таки поехала, но уже после войны. В это страшное время семья переезжала из города в город. Благодаря чему за те четыре года девочка так и не узнала, что такое бомбежка. Зато узнала, что такое смерть, когда в 1942 году на Синявинских болотах погиб ее отец.

- Для ребенка нет ничего страшнее, чем жить без родителей, поэтому еще в юности я дала себе зарок: если встречу мужчину, который будет любить детей, то выйду за него замуж.

Своего будущего мужа Людмила Николаевна встретила на вечере в Военно-медицинской академии. Скромный, молчаливый, когда приглашал на танец, краснел и отводил глаза в сторону. Спустя несколько лет Людмила Николаевна в спешке собирала вещи, паковала дорожные сумки: вместе со своим супругом Ириком Камаловым, которого по распределению отправляли служить в Среднюю Азию, женщина покидала родной Ленинград.

Темная коморка. Вместо окон – неровные расщелины. Под ногами – холодный глиняный пол. После ленинградских паркетов ей сложно было привыкнуть к новому дому.

- Бывало, выйдешь ночью на дорогу, а вокруг темным-темно, - вспоминает Людмила Николаевна. – И ни души. Только дорожный фонарь, что висит на близлежащей станции, тоскливо поскрипывает от порывов ветра и бросает свет на металлические шпалы. А ты стоишь, смотришь на убегающую в даль железную дорогу и понимаешь, что от родного дома тебя отделяют тысячи километров. И становится так горько, что даже заплакать нет сил.

Время шло. У Камаловых родилось двое детей. Людмила Николаевна начала преподавать в местной школе русский язык. А со временем семье дали отдельную квартиру. Обустроив новое жилье, семья уже собиралась туда въезжать, как вдруг звонок.

- Меня переводят, - сказал расстроенный муж Людмиле Николаевне.

- А как же квартира? – всплеснув руками спросила она.

Ничего, Люсь, - людям останется.

Спустя 20 лет Людмила Николаевна вместе со своими домочадцами и небольшим скарбом вернулась в родной Ленинград. Муж начал работать в военном институте, дочку перевели в университет, а сына в школу. А наша героиня, как и прежде, продолжала учить детей. В то время Людмила Николаевна помимо школьной практики состояла в приемной комиссии одного из вузов.

И тут руководство объявляет, что институт собирается начать гуманистическую программу – образование юных заключенных. Для большей части преподавательского состава эта новость оказалась шокирующей – никто не хотел идти работать в тюрьму. Людмила Николаевна тоже не могла принять однозначного решения. Все думала, взвешивала, выверяла. Женщина уже было отказалась от этого предложения, но муж сказал: «Люся, святое дело, иди».

- Тогда я узнала, что в тюрьмах тоже живут люди. Другие. Не такие, как мы, - говорит Людмила Николаевна. – Я давала им знания, а они мне заботу. А может быть, все было наоборот… это я о них заботилась, а они меня учили, как надо обращаться с человеком… Сейчас уже не разберешь.

Так Камалова работала до пенсии, а когда ушла на заслуженный отдых, решила пойти работать почтальоном. Людмила Николаевна объясняет это странное желание так: когда преподаешь в школе, плоды работы можешь увидеть только через много-много лет, зато, когда разносишь журналы и письма, результат виден уже к концу дня. Параллельно с новой работой женщина начала получать второе образование. И в 63 года у нее на руках уже был диплом психолога. А когда в семье появился компьютер, решила освоить и это чудо техники.

- Есть у меня свойство одно – обожаю учиться, - улыбается Людмила Николаевна. – Сейчас я работаю в психолого-педагогическом центре. В этом году у меня занимаются 55 учеников. Все они по разным причинам не успевают по школьной программе. Моя задача помочь им научиться учиться. И это, пожалуй, самое сложное. Кто-то из них может не прийти на занятия, прогулять, проспать, опоздать. И все равно я допоздна буду сидеть в своем 31-м кабинете. Ведь если сюда придет ученик, он должен видеть, что моя дверь всегда открыта."

Елена Быковская

P.S.

Следует добавить, что и сейчас Людмила Николаевна остается верной себе. Все также ее окружают дети, которым трудно учиться в школе и которым Людмила Николаевна дарит свою любовь, помогает освоить школьную программу, «научиться учиться», словом, овладеть культурой ученика, которым каждый из нас остается на всю жизнь. И, может быть, самое главное, Людмила Николаевна помогает детям обрести уверенность в себе, почувствовать вкус успеха, поверить, что у каждого будет свой «звездный час». Именно этому посвящен ее новый проект «Восхождение».

А недавно Людмила Николаевна снова пошла учиться и успешно осваивает курсы ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) дистанционно, оставаясь верной своему принципу: «остановился, значит отстал», а для учителя это недопустимо…

методист ГБОУ ЦППРК, к.б.н.

И.Ф. Ажимова,

Высказывания

"Язык наш превосходен, богат, громок, силён, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может".

Александр Семёнович ШИШКОВ