Особенности организации образовательного процесса

Школьная страна аватар

 

Особенности организации образовательного процесса в гендерном классе сельской школы

Макеева Елена Анатольевна, педагогическая конференция, школьная страна

В течение нескольких лет мы представляем наших детей на конкурсе, организованном редакцией газеты «Школьная страна». Сначала были второклассники, потом 3,4,5 и 6 класс. И каждый раз звучат вопросы «Почему в вашем классе нет девочек? Легко ли работать только с мальчиками?» Попытаюсь ответить на эти вопросы в данном выступлении.

Первый опыт гендерного образования в настоящее время в школе ограничен пока рамками 1-6 классов и говорить о конечном результате пока сложно, но, тем не менее, кое-какие результаты уже есть и на их основе можно судить об эффективности или неэффективности гендерного образования в сельской школе. Результаты освоения образовательной программы начальной школы и 5,6-х классов основной показывают, что данный опыт оказался удачным.

Сравнительный результат динамики показателей интеллектуального развития учащихся гендерных классов и контрольных смешанных классов показал, что в гендерных классах уровень интеллектуального развития вырос в среднем на 5%, а в контрольных классах только на 2%.

Существенно изменилась мотивация учения обучающихся.

Практически не стало детей с резко отрицательным отношением к школе, снизилось количество детей с отрицательным отношением к школе, увеличилось количество детей с продуктивной мотивацией.

Улучшились показатели по эмоциональному отношению (тревожность и агрессивность), тогда как в контрольных классах он стали хуже.

К концу 4-го года обучения мальчики показали неплохой уровень IQ, уровень общей осведомленности и интуитивное понятийное мышление.

Мальчики в своих сочинениях «А если бы вернуть 1 класс» пишут, что они не хотели бы учиться в смешанном классе, потому что «девочки нам только мешают; они вечно жалуются и плачут; ничего не дают сказать; мы их стесняемся; они над нами всегда смеются; они бы быстро устали; обо многом при них не поговоришь. Мы готовы общаться с девочками, но не на уроках»

В научной литературе существуют разные точки зрения на целесообразность и эффективность обучения в гендерных классах (школах), выдвигается множество аргументов «за» и «против».

Изученная теория не дала полной и реальной картины эффективности гендерного обучения. И мы поняли, что только практический опыт реализации гендерного обучения и воспитания в условиях обычной современной школы может дать ответ на вопрос о его целесообразности и эффективности.

А для этого необходимо было провести тщательный анализ нашего четырехлетнего опыта, сложившихся в школе психолого-педагогических условий, наработанных технологий. Он должен был дать доказательства эффективности гендерного обучения.

Разумный подход педагогов к образовательному процессу в таких необычных для современной школы мальчишечьих классах, наличие знаний о гендере, некое единство требований, целенаправленных действий всех участников образовательного процесса обеспечат высокое качество обучения.

Макеева Елена Анатольевна
Учитель начальных классов
МАОУ «Лобановская средняя школа»
Пермский край, Пермский район с. Лобаново

Высказывания

"Язык наш превосходен, богат, громок, силён, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может".

Александр Семёнович ШИШКОВ