Роль социального проектирования в профессиональной ориентации школьников

Школьная страна аватар
Андреева С.И., педагогическая конференция, школьная страна
На сегодняшний день, существенное отличие современного понимания профориентационной работы, заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование у них неких универсальных качеств, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственным за свой выбор, быть профессионально- мобильным.
Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволят им реализовать себя в профессиональном и социальном плане в дальнейшем.
В связи с этим, работа классного руководителя усложняется, требует внедрения новых технологий, педагогических приемов и методов. Именно такой педагогической технологией является социальное проектирование. В её основе заложена продуманно организованная полезная деятельность учащихся, направленная на пользу школе и местному сообществу. При планировании внеклассной работы включаются мероприятия по разработке и реализации социально – образовательных проектов. Совместная работа над проектом позволяет сплотить коллектив учащихся, воспитать молодого человека с высокой гражданской позицией и, конечно, построить профориентационную работу так, чтобы получить в итоге максимально высокий результат.
Участие в работе над проектом позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, повысить собственную самооценку. Включаясь в проект, подростки приобретают навыки, которые в дальнейшем пригодятся им в профессиональной деятельности, в жизни. Конечно, это работа не одного дня, и не одного проекта.
На сегодняшний день, к примеру, разрабатываем экологический проект квест-игру для учащих 5-го класса. Работа над проектом начинается с поиска проблемы, с постановки целей и задач. Далее для реализации проекта, работе над ним, учащиеся делятся на группы: корреспонденты, социологи, художники, фотографы, группа по связям с общественностью, юристы). Это позволяет на практическом опыте узнать и определить склонности и способности ребят. Склонность развивается в процессе деятельности над проектами, а знания о профессиях успешно накапливаются и в дальнейшем переходят в разряд профессиональных интересов.
Андреева С.И., педагогическая конференция, школьная страна
Важно, чтобы подросток нашел себя, попробовал участвовать в самых различных видах деятельности. Работая над проектом, он осваивает те жизненные навыки, которые пригодятся ему в дальнейшем. Детям нравится быть самостоятельными, принимать собственные решения. Они с огромным удовольствием берут интервью, проводят опросы, встречи, решают проблемы социума самостоятельно или с партнерами. Так они учатся общаться, правильно и красиво говорить, так рождается интерес к профессии социолога, журналиста, юриста, педагога и т.д.
Подростки становятся более ответственными, дисциплинированными, учатся отвечать за свои действия. Целенаправленная деятельность формирует у них общественно направленную мотивацию.
Методика работы над проектом позволяет к каждому учащемуся подойти индивидуально, помочь найти ему дело по душе, представить возможность проявить свои способности. Это могут быть проекты не обязательно профориентационные. Работа над любым социальным проектом – это реализация своих способностей.
Социальное проектирование способствует взаимодействию школьного сообщества с различными учреждениями и органами самоуправления, помогает воспитывать долгосрочные связи между учащимися и окружающим социумом, с которым ученик сталкивается за стенами школы. Возможности социального проектирования много шире, нежели посещение кружка, где учащийся приобретает какие-то отдельные навыки.
     Андреева Светлана Ивановна
     учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ Школы №24 г.о. Самара, победитель ПНП «Образование» 2006, 2012, 2018гг., почетный работник общего образования РФ

Высказывания

"Язык наш превосходен, богат, громок, силён, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может".

Александр Семёнович ШИШКОВ