Исследователи природы
Моя инициатива — воплощение в реальность
Всероссийский конкурс,
Россия, г. Санкт-Петербург,
февраль-март 2012 г.
Исследователи природы
Авторы и организаторы проекта: Семенова Светлана Владимировна, учитель биологии 1 категории,
Екимова Оксана Сергеевна, учитель биологии 1 категории МКОУ «лицей «Альфа», с. Усть-Ишим, Омской области
Номинация: Экологические проекты на школьной территории, в городах, посёлках, сёлах.
Название проекта: Экологический проект «Исследователи природы».
В стихах и песнях мы часто воспеваем свою малую родину. Но порой живем и не задумываемся над тем, что делается вокруг нас. Зато бываем часто не довольны чем-то (состоянием дорог, плохим качеством воды, отсутствием досуга, состоянием леса и т.д.). Но давайте подумаем над тем, что каждый из нас может сделать для того, чтобы уголок малой родины, где мы живем, стал лучше?
С целью повышения экологического образования и бережного отношения к природе среди учащихся лицея «Альфа» был разработан экологический проект «Исследователи природы», который направлен на экологическое воспитание учащихся, а так же на изучение окружающей среды села Усть – Ишим, приобщение учеников к бережному отношению к окружающей среде.
Результатом участия учеников в проекте является не только овладение определенными знаниями и умениями, но развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Опыт внедрения проекта показал, что школьники, получившие определенные экологическое представление, стали бережнее относиться к природе, что в будущем повлияет на улучшение экологической обстановки Усть-Ишимского края.
Гипотеза проекта: Использование различных форм и методов экологического воспитания как на уроках, так и во внеурочное время, способствует формированию экологической культуры личности.
Цель проекта - создавать условия для развития экологического воспитания, бережного отношения учащихся к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи:
-
Изучить учебную, научно-популярную литературу по проблеме проекта
-
Выяснить основные экологические проблемы своего края
-
Выяснить неблагоприятные факторы окружающей среды, влияющие на здоровье
-
Наметить пути решения экологических проблем своего родного края
-
Вести исследовательские работы по изучению экологических проблем
-
Использовать различные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы.
Продукты проекта:
-
Презентации
-
Материалы входного и выходного тестирования
-
Буклеты
-
Вики-статьи
-
Статьи в газету
-
Листовки
Основные концептуальные положения проекта
Проект ориентирован на образовательный стандарт основного общего образования по биологии основной школы 2004 года, а также на использование программы Омское Прииртышье и региональной программы непрерывного образования для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ.
Для реализации проекта:
-
Составлен план работы по проекту в школе.
-
Продумана система управления проектом.
-
Разработано текущее, промежуточное и итоговое оценивание.
-
Определились с темой исследований, формами, методами и методиками работы.
-
План работы по проекту в школе
Подготовительный этап |
Кто отвечает |
|
||
1. Обсудить с родителями учащихся вопросы, связанные с проведением проекта (используя буклеты). |
Руководители проекта. |
|
||
2. Определится с темой исследования |
Учащиеся проекта. |
|
||
3.Разбиться на группы |
Учащиеся и руководители проекта. |
|
||
4. Составить список необходимого оборудования для проведения исследовательских работ. |
Руководители проекта |
|
||
5. Составить план-график посещения элективных курсов. |
Руководители проекта |
|
||
6. Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта. |
Руководители проекта |
|
||
7. Приготовить необходимые принадлежности для практических занятий. |
Руководители проекта |
|
||
8.Опубликовать новости проекта на сайте школы |
Руководители проекта |
|
||
9.Определить порядок хранения файлов учащихся на школьном компьютере и доступа к ним. |
Руководитель проекта |
|
Процесс обучения |
Кто отвечает |
1. Ознакомить учащихся с критериями оценивания исследовательских работ. |
Руководители проекта |
2. Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе. |
Руководители проекта |
3. Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта. |
Руководители проекта |
4. Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности. |
Руководители проекта |
5. Сфотографировать учащихся во время работы по проекту. |
Руководители проекта |
6. Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся). |
Руководители проекта |
7. Выступить с исследовательской работой на научно исследовательских конференциях. |
Руководители проекта, участники проекта. |
Заключительный этап |
Кто отвечает |
1.Поблагодарить учащихся которые помогали разрабатывать проект. |
Руководители проекта |
2.Удалить ненужные файлы со школьного компьютера. |
Руководители проекта |
3.Вернуть оборудование, книги. |
Руководители проекта |
4.Организовать презентацию итогов проекта. |
Руководители проекта |
5.Наградить отличившихся учеников грамотами. |
Руководители проекта |
6.Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт. |
Руководители проекта |
Формы, методы и методики проведения исследования.
Тема исследования |
Формы |
Методы |
Методика исследования |
1.Исследование воды из водозабора в селе Усть – Ишим. |
Групповая |
Наблюдение, работа с литературными источниками, опросы, обработка статистических и исследовательских данных, анализ |
Определение количества твердых загрязняющих частиц. Определение РН. Качественное определение ионов Cl, SO4, NO3. Определение запаха и прозрачности талого снега. |
2.Выявление степени загрязненности окружающей среды в селе Усть – Ишим через исследование снега. |
Групповая |
||
3. Проблемы бытового мусора в селе Усть – Ишим |
Групповая |
Экологический мониторинг (наблюдение, количественный и качественный учет ТБО) |
|
4.Загрязнение атмосферного воздуха автомобильным транспортом в селе Усть – Ишим. |
Групповая |
Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздухе. |
|
5.Содержание диоксида серы и свинца в окружающей среде села Усть – Ишим. |
Групповая |
Наличие свинца, поступившего в окружающую среду из автомобильного топлива. |
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Цель: подготовить учащихся и родителей к участию в проекте.
Содержание этапа:
-
Беседа с учащимися.
-
Встреча с родителями.
-
Изучение тем и подбор необходимой литературы.
Этап исследования.
Цель: провести исследовательские работы по выбранным темам исследования.
Содержание этапа:
-
Изучение литературы.
-
Подбор методов исследования.
-
Оказание помощи учащимся в проведении исследования.
-
Создание буклетов и презентаций учащихся.
Заключительный этап
Цель: подведение итогов о проделанной работе
Содержание этапа:
-
Подведение итогов.
-
Анализ полученных результатов.
-
Формулировка вывода о проделанной работе.
-
Распространение полученных результатов исследования через участие в НОУ «Поиск», публикации в средствах СМИ, организацию и проведения экологических акций - это в форму работу
После завершения проекта по результатам исходящего контроля и НПК учащиеся смогли:
-
Назвать основные экологические проблемы своего региона
-
Найти пути решения экологических проблем своего родного края
-
Наблюдать, анализировать, рассуждать, делать выводы
-
Проводить исследования, анкетирования
Планируемые темы исследовательских работ.
1.Биоиндекация загрязнения водоемов села Усть – Ишим по состоянию популяции водных растений семейства рясковых.
2.Изучение загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной.
3. Кресс – салат как тест – объект для оценки загрязнения почвы и воздуха.
4. Проблема бродячих животных в селе Усть – Ишим.
- Школьная страна's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 2143 просмотра
Высказывания
"Язык наш превосходен, богат, громок, силён, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может".
Александр Семёнович ШИШКОВ